aneitis (aneitis) wrote,
aneitis
aneitis

Categories:

Соционическое про Мориарти

Злодеи типированию поддаются ещё хуже, чем герои. Суперзлодеи, соответственно, гораздо хуже, чем супергерои.
Любимым героям авторы щедрой рукой досыпают по всем затребованным в сюжете функциям, со злодеями же очень часто не заморачиваются вообще. Особенно показательны в этом плане суперзлодеи - уже стало притчей во языцех, что для этой роли наспех набрасывается контур всесильного неуязвимого существа без мотиваций и бэкграунда, подобраться к которому просто невозможно за отсутствием у него слабостей и дыр в защите, поэтому в решающий момент автор попросту волюнтаристски заставляет его необъяснимо лажать, чтобы как-нибудь обеспечить герою победу.

Поэтому типирование суперзлодеев приходится сводить к подбору такой совы, которая налезет на этот непомерно раздутый глобус с наименьшими разрывами и хотя бы не треснет пополам. И если в литературе это ещё удаётся, то в кино...

Мориарти у АКД "от природы наделён феноменальными математическими способностями. Когда ему исполнился 21 год, он написал трактат о биноме Ньютона, завоевавший ему европейскую известность. После этого он получил кафедру математики в одном из наших провинциальных университетов, и, вполне вероятно, его ждало блестящее будущее". Это "гений, философ, это человек, умеющий мыслить абстрактно" - то есть базовый белый логик: ЛСИ либо ЛИИ.

На мой взгляд, ЛИИ (робеспьер) профессору Мориарти решительно не подходит. Злодей-робеспьер - это скорее какой-нибудь "сумасшедший учёный-одиночка", озлобленный на весь мир и одержимый местью этому миру, оскорбившему его непризнанием. Мориарти же - "могучая организующая сила, действующая наперекор закону и прикрывающая злодея своим щитом", "паук в центре своей паутины", составляющий план и дёргающий за нитки; "его агенты многочисленны и великолепно организованы", он "главный руководитель, [который] никогда не попадётся: он вне подозрений". Это создатель мощной и почти неуязвимой организации, Системы. Это - ЛСИ, максим, Контролёр, Инспектор, который легко завоёвывает власть, при этом предпочитая оставаться в тени. (У Мофтиссов в этой роли Майкрофт, недаром его в первый момент все приняли за Мориарти, ахаха.)

Когда Холмс поставил его под удар, Мориарти угрожает ему: "Это не опасность, а неминуемое уничтожение, — возразил он. — Вы встали поперёк дороги не одному человеку, а огромной организации, всю мощь которой даже вы, при всём вашем уме, не в состоянии постигнуть. Вы должны отойти в сторону, мистер Холмс, или вас растопчут". Потом пытается физически его уничтожить: на Холмса в тот же день было совершено три покушения подряд плюс поджог квартиры на Бейкер стрит. Когда Холмс и Уотсон сбегают от него на континент, Холмс на вопрос Уотсона "А что бы он сделал, если бы догнал нас?" отвечает: "Без сомнения, попытался бы меня убить".

Всё это проявления творческой чёрной сенсорики Мориарти. Более того, когда его организация разгромлена, Мориарти, жаждущий мести, решает собственноручно уничтожить Холмса физически и устраивает поединок у водопада. Для роба такое решение почти равносильно самоубийству, причём самым неэффективным и болезненным способом - по болевой: "Он не вынул никакого оружия, но бросился ко мне и обхватил меня своими длинными руками". А вот для макса, с его превосходящей холмсову ЧС, такое решение вполне логично и могло иметь ощутимые шансы на успех.

Однако Мориарти, с его болевой ЧИ, не учёл возможности сопротивления своей более сильной ЧС другими способами: Холмс применил хитрый "приём японской борьбы баритсу" (вероятно, что-то типа айкидо по принципу перенаправлении энергии атакующего) - он сумел увернуться, и Мориарти со всей дури своего черносенсорного напора полетел в пропасть.

Наконец, следующее обстоятельство забивает последний гвоздь в крышку гроба версии ЛИИ: "Мориарти действовал не один. Его сообщник — и я с первого же взгляда увидел, как опасен был этот сообщник, — стоял на страже, когда на меня напал профессор". Для одиночки-робеспьера одной из базовых ценностей является понятие справедливости, и даже самый отъявленный преступник-роб всё-таки руководствуется своим кодексом чести. Тем более если речь идёт о преступнике-суперзлодее. Поединок для него должен быть именно поединком, схваткой один-на-один, и победа, одержанная с помощью спрятанного для подстраховки в кустах рояля в виде полковника Морана - это не победа, а позор. Жизнь, выигранная таким путём, не принесёт удовлетворения - лучше уж умереть с честью. А вот для макса, Контролёра, человека Системы, использование обломка этой Системы выглядит вполне уместным: это позволяет сохранить власть над ситуацией и Контроль. Ну да, не вышло - но попробовать-то стоило.

В общем, с канонным Мориарти всё довольно складно, чего не скажешь о мофтиссовском. Тут как раз комиксоидный суперзлодей во все красе.

Прежде всего, никакой логикой тут не пахнет и близко, даже иррациональной. Его сила как раз в его полной алогичности и очень мощной этике (в соционическом смысле, разумеется - понятие этики в смысле общечеловеческом ему органически чуждо). Над логикой он только потешается: "Дубина! В этом твоя слабость - ты во всём ищешь игру ума". Зато в умении манипулировать людьми ему нет равных.

Этого Мориарти почему-то любят типировать в гамлета, но в первом блоке у него явно должна быть белая этика. Учитывая такую же мощную интуицию, возможные варианты - дост и гексли. А если посмотреть на его ЧЭ, которая напоминает скорее фоновую, чем ограничительную, и видимое отсутствие болевой ЧС, то остаётся единственный более-менее приемлемый ТИМ: ИЭЭ (гексли). Для него жизнь - это не игра ума, а игра возможностей - как, впрочем, и для Шерлока-дона (они и ощущают своё родство по базовой), но если у Шерлока творческий инструмент - это БЛ, то у Мориарти - БЭ. Чувствуя свою слабость по болевой БЛ, он высмеивает и обесценивает её, используя БЭ-манипуляции, чтобы доказать Шерлоку принципиальную несостоятельность его творческой функции и превосходство собственной. (Интересно, кстати, было бы узнать ТИМы любителей Мориарти - преимущественно логики или этики? иррационалы или рационалы?) А как он вскидывается, когда Шерлок начинает смеяться (это единственный раз, когда Шерлок его пробивает): "Что?! О чём ты? Что я упустил?" Упущенная возможность - это сокрушительный удар по базовой.

Остальные аспекты при большом желании, вероятно, тоже возможно как-то подогнать по функциям, но это уже неинтересно.
Tags: Шерлок и Холмс, соционическое
Subscribe

  • Кораблики

    У нас сейчас корабли и самолёты, все ликуют и танцуют, и из каждого двора слышно громкое ура, вся столица украсилась флагами. Вчера прогулялась вдоль…

  • "Иван Сусанин"

    В общем, пошли мы с сыном сегодня в Петропавловку, смотреть Сусанина, который теперь снова "Жизнь за царя". Это у нас такая мода пошла,…

  • В этот день два года назад

    Фрэнк всё предлагает вспомнить, "о чём вы писали в этот день" сколько-то лет назад А я тут вспомнила, что в этот день, 8 июня, два года…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments