aneitis (aneitis) wrote,
aneitis
aneitis

Categories:

Поворот винта

«Поворот винта» (The Turn of the Screw) — мистико-психологическая повесть американско-английского писателя Генри Джеймса, впервые опубликованная в 1898 году (из Википедии, краткое содержание можно посмотреть там же).

Мистика и психология. Куда психология относит мистику? Что делать с мистическими переживаниями человека?

Вчера я в очередной раз посмотрела одноимённую оперу Бенджамина Бриттена, теперь в постановке польского театра "Опера в замке". Она идёт довольно редко и почти всегда ограничивается одним-двумя исполнениями: героями являются дети, и если на роль девочки ещё можно найти миниатюрную студентку музучилища, то партию Майлза, написанную для детского голоса, должен петь мальчик 13-14 лет, голос которого ещё не начал мутировать. Учитывая полноценную оперную роль (а также жутковатый сюжет), каждый спектакль - очень большое напряжение для юного артиста.



Именно благодаря опере я и познакомилась с этой повестью и не представляю её в отрыве от фантастической, абсолютно завораживающей музыки Бриттена, которую называют шедевром музыкального психоанализа. Ни одна из экранизаций не передаёт психологическую атмосферу такой глубины и силы, которую создаёт оперная постановка. Сюжет и композиция повести настолько загадочны и туманны, что винт можно повернуть в любую сторону: в произведении Джеймса полно вопросов, но нет ответов.

Детям - брату с сестрой (а потом их новой гувернантке) - являются призраки их умерших воспитателей и вступают с ними в общение. В этом, собственно, и заключается проблема, вокруг которой разворачивается запутанный сюжет. Происходит ли это "на самом деле" или всё является только плодом расстроенного воображения молодой женщины? Что означает странное поведение детей? Искушённый Фрейдом читатель испытывает соблазн привычно соскользнуть на символический уровень. Идеализация "ангельской чистоты и невинности детской души" неизбежно оборачивается неприятием детей живых и настоящих. Попытки уличить - обличить - изолировать - искоренить их "порочные" стороны приводят к расщеплению и поляризации личности, и в конечном итоге - к враждебности и взаимному отчуждению. Девочка отпирается, мальчик признаётся, но оба ребёнка в ужасе отшатываются от своей "спасительницы". Хуже того, вырванное у Майлза признание, требование, чтобы он сам назвал "запретное имя" своего тайного соблазна приводит к гибели его лучшей, "непорочной" стороны. Обличая и отвергая детей в их цельности, мы бросаем их наедине с призраками их страхов, привязанностей и влечений.

Насколько мы готовы встретиться с "тёмной" стороной ребёнка? Этот вопрос, сам по себе достаточно мучительный, чтобы полностью поглотить внимание, тем легче заслоняет другой - возможно, ещё более пугающий: насколько мы готовы встретится с затемнённой стороной жизни? Возвращаясь на первый уровень повествования - что мы делаем, когда сталкиваемся с необъяснимым, невероятным, с тем, чему сегодня отказано в самой возможности существования? Что делать, если ты видел призрака - не в метафорическом, а в самом прямом смысле?

Этот вопрос вытеснен в область маргинального - жёлтой прессы и "кухонных разговоров". Молодой гувернантке, как и сейчас, не к кому было обратиться за советом, но у современников Джеймса был язык для обсуждения таких явлений и алгоритм действий, даже несколько - на выбор. Сегодня ни один образованный человек не может заговорить об этом без риска быть высмеянным серьёзными людьми, а в качестве единственной альтернативы привычному "отмахнуться и забыть" выступает "доктор с таблетками". Человек религиозный ещё может найти подходящую ячейку для контейнирования мистического переживания, а как быть остальным? Куда рационалист, не верящий в ангелов и чертей, может приткнуть то, что решительно не вписывается в систему научного мировоззрения - и при этом остаётся пугающе реальным?

Вот так и получается, что на заднем дворе насквозь рационального майнд паласа где-то сбоку лепится иррациональная пристройка с "временной" табличкой на двери Есть многое на свете, друг Горацио..., куда просто запихивается всё, чему больше нигде не находится места. Кстати, всё сильно осложняется, когда к вам приходит с такими рассказами ребёнок: вопрос "Что с этим делать?!" становится крайне актуальным. Сердиться или снисходительно убеждать, что это ему "показалось" и не стоит внимания? Высмеивать как пустые фантазии или того хуже - постыдную ложь? Отмахиваться, игнорировать, старательно делать вид, что "ничего не было", изо всех сил вытеснять происшедшее из памяти? Одна тактика провальнее другой. Тогда что же - показать, что веришь, но при этом не можешь ничего объяснить, потому что и сам ничего не знаешь? И положить начало собиранию ребёнком собственной тайной коллекции, запертой в клетке. Комната Синей Бороды.


Tags: Английские истории
Subscribe

  • Ностальжи

    Пошла тут в библиотеку книжной графики, в поисках интересных иллюстраций к сказкам братьев Гримм, там же по совместительству библиотека комиксов и…

  • Стивен Моффат: соционический тип

    Питер Капальди в роли Доктора Кто в декорациях сериала "Шерлок" К Моффату у меня отношение сложное и эмоционально амбивалентное. Сначала он…

  • Внезапно

    х Ответный визит ) х

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments