aneitis (aneitis) wrote,
aneitis
aneitis

Category:

Катерина Мурашова



Катерина Мурашова почти 30 лет работает в детской районной поликлинике на окраине Санкт-Петербурга, к ней на приём приходят уже поколениями - выросшие дети приводят к ней уже своих детей.

Она пишет книги и называет себя рассказчиком историй: по её убеждению, психологические знания, идеи, модели лучше всего воспринимаются, усваиваются и запоминаются в форме историй.

По первому образованию она биолог, что наложило яркий отпечаток на её воззрения. По её словам, она работает в естественнонаучной парадигме.




В последнее время Катерина Мурашова очень много выступает публично, в сети легко найти записи её лекций и интервью.

Для знакомства, на мой взгляд, подойдут два ролика на тему мифов о воспитании.

В первом видеоролике тема изложена коротко и сжато:



Во втором (только аудиозапись) она рассказывает о том же гораздо более развёрнуто и увлекательно:



Ниже я в тезисах изложу, о чём она чаще всего говорит в своих выступлениях.

Не существует одного правильного метода воспитания.

Работа психолога заключается в том, чтобы показать клиенту ещё несколько граней ситуации помимо тех, что он видит.

Маленькие дети - это маленькие зверюшки. Их поведением в основном руководят биологические программы. Процесс очеловечивания продолжается всю жизнь, и, если повезёт, то умираем мы людьми )

Из всем известных трёх кризисов - "кризис трёх лет", подростковый кризис и экзистенциальный кризис, больше известный как кризис среднего возраста - существует только один: экзистенциальный. "Кризиса трёх лет" не существует - это невроз, вызванный тем, что родители не проставили твёрдые границы; подростковый кризис создаётся искусственно.

Распространённая ошибка родителей заключается в том, что они начинают действовать раньше, чем они сами решили, что им лично удобней. Столкнувшись с проблемой, родителю нужно сначала понять, чего он на самом деле хочет, и принять решение. Затем сообщить об этом ребёнку и дальше делать ровно то, что сказал.

Верные способы невротизировать ребёнка:
Худший из них - назначить ребёнка "смыслом и целью жизни". Это невыносимая ноша для ребёнка.
К ребёнку нужно относиться как к равной мне, родителю, личности.
Сюда же идеи о том, что с ребёнком нужно "дружить" и с ним нужно "договариваться". Это создаёт у ребёнка иллюзии, которые неизбежно будут разрушены.

Менее (но всё ещё) невротизирующие способы:
Детям нужно уделять много времени: постоянно чем-то занимать, развивать, на худой конец развлекать.
Детям нужно всё объяснять.

Младенцы рождаются с огромным потенциалом адаптации к тем условиям, в которых им предстоит жить. Главный принцип "правильного родительства" - встроить ребёнка в свою жизнь, а не выстраивать жизнь вокруг ребёнка. Подстраивается ребёнок, а не родители.

Дети приходят в мир, не зная ничего о том, как он устроен. Обязанность родителей - объяснить ребёнку, в какой мир он попал: какие тут существуют правила, границы, возможности и запреты. Правила могут быть какими угодно, но они должны быть твёрдыми и постоянными внутри семьи. Демократические игры родителей происходят на поле нервной системы ребёнка.

Наконец, на последней лекции Мурашова представила интересную концепцию кризиса воспитания как части глобального кризиса мировоззрения человека "европейской цивилизации", связанного с перестройкой иерархии ценностей.
На протяжении многих веков развития цивилизации место отдельного человека в этой иерархии находилось в самом низу.

Язычество:

Наверху иерархии - ГРУППА
Под ней - духи, прародители, боги
Ниже - семья, род
И в самом низу - особь

Монотеистическое общество:

БОГ
Король
Община, семья
особь

Эпоха Просвещения:

НАУКА, ИСКУССТВО, ЗНАНИЕ, СЛУЖЕНИЕ НАРОДУ
семья или группа
особь

Советское общество:

ИДЕЯ (можно выбирать)
партия и правительство
трудящийся человек
семья

Гуманистическое общество:

ЛИЧНОСТЬ
семья
всё остальное

В современном гуманистическом обществе человек наконец в полной мере осознал себя "венцом творения", "высшей ценностью", стал "мерой всех вещей".
Но очутившись на вершине иерархии, он оказался замкнут на самом себе и лишился смысла жизни. Идея служения чему-то большему, чем собственное Я, исчезнув, оставила на своём месте зияющую дыру, которую пока непонятно чем заполнить.
И воспитание неизбежно оказывается перед той же проблемой: поставив в центр "развитие личности ребёнка", мы лишаем это развитие цели, мотивации и в конечном итоге смысла.

Как выбираться из этого кризиса, пока непонятно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments