aneitis (aneitis) wrote,
aneitis
aneitis

Categories:

О сыщике бедном замолвите слово

Герой, в которого никто не верил

Х

На этой неделе на российском ТВ закончился премьерный показ нового русского "Шерлока Холмса".
С самого начала этот проект сопровождался, мягко выражаясь, категоричным скепсисом. И причины для этого были.


Я не считаю причиной расхожее мнение "зачем вообще снимать ещё одного Холмса, когда их уже столько было", равно как и "зачем пытаться нашим сделать Холмса после ливановского, которого никому никогда не переплюнуть" ) Но первоначально представленная идея сериала об Уотсоне, который будет  крутить роман с миссис Хадсон и пытаться загонять реального Холмса в рамки сочинённого им образа, как-то оптимизма не внушала, да и кадры со съёмок большей частью вызывали оторопь. При самом доброжелательном отношении трудно было представить, что из этого может выйти что-либо стоящее. Хотя Уотсон с Лестрейдом выглядели совсем неплохо, плюс горбуновский Мориарти, на которого многие возлагали надежды. Вот только Холмс... он был безнадёжен.
Потом появились трейлеры, которые заставили надеяться, что это всё-таки будет хотя бы живенько и забавно.

Тем меньше я оказалась подготовлена к тому, что произошло. Как написали в одной рецензии, сериал обманул все ожидания, и плохие, и хорошие. Даже сюжетная основа, как выяснилось, была совсем другая - Уотсон, пытаясь издать свои стихи, под влиянием редактора начинает писать детективные рассказы, причём ему приходится значительно преображать сюжеты и героев, чтобы они понравились читателям. При этом он вовсе не пытается переделывать Холмса в реальной жизни (и даже трубку курить не заставляет) - да ему бы это и не удалось: несмотря на то, что тот значительно моложе, характер у него как минимум не менее твёрдый, чем у доктора. В результате отношения героев развиваются по канону: Уотсон попадает под влияние Холмса, хотя с гораздо меньшей готовностью и восторгом. Казалось бы, идею в таком случае можно описать как фантазию на тему "как бы это могло быть на самом деле", однако это заставило бы ожидать от сериала большего реализма, чем в каноне, не говоря уже о привычной и милой сердцу советской сказке о "викторианской Англии".

Хотя картинка и характеры героев здесь действительно куда более реалистичны. Потрясающий Лестрейд, с которым карикатурного персонажа Брондукова и сравнить нельзя, становится в сериале полноценным участником действия. Замечательный Уотсон, несравненно более соответствующий исходным данным, чем обаятельный милаха-доктор в исполнении Соломина, и значительно сильнее разработанный и притягивающий, чем остающийся "за кадром" канонный характер, здесь настолько живой и интересный, что многие недоумевают, почему фильм назван "Шерлок Холмс" - главный герой-то тут доктор Уотсон. Но кого заинтересовала бы история отставного военного врача Уотсона, не случись в его жизни Шерлока Холмса? Боюсь, никого - включая его самого. Как и в каноне, всё в этой истории завязано на Холмсе, в том числе знакомство доктора с его будущей женой. Более того, даже после своего исчезновения Холмс продолжает оставаться центром вселенной Уотсона, не дающим ей рассыпаться. Доктор и миссис Хадсон находят утешение не столько в благополучном супружестве и мирных будничных делах, сколько в лелеянии памяти о погибшем сыщике, которого они при жизни, казалось бы, с трудом выносили.

Грязный криминальный Лондон с тесными "меблирашками", оклеенными потёртыми обоями и заставленными старой мебелью, куда больше похож на реальный город того времени, чем уютный и, несомненно, более приятный глазу мир в фильме Масленникова. Однако в этом реалистичном антураже творится фантасмагория, заставляющая вспомнить скорее о Кафке и Кэрролле, чем о Диккенсе и Достоевском. Это пугает и притягивает - или отталкивает. Одних затягивает в этот мир как в кроличью нору, другие отшатываются при первом появлении кролика в "однополом пальто", достающем из кармана обломок ограды "времён Елизаветы Второй", и сбегают утешаться к старому доброму советскому Холмсу, благо его транслировали сразу после окончания нового сериала.

Я тоже попробовала к нему вернуться - и через пятнадцать минут выключила телевизор. Нежно любимая с детства экранизация рассказывала о давно исчезнувшем мире, где жизнь течёт размеренно и упорядоченно, где мудрый невозмутимый детектив разложит всё по полочкам и расставит по своим местам. Собственно, этот мир и существовал только в нашем воображении, но теперь невозможно стало сохранять даже эту иллюзию. Парадоксальным образом гротескный мир нового сериала оказывается гораздо ближе к реальности. И по-прежнему есть только один человек, который как-то ориентируется в том, что происходит в этом безумном мире. Он единственный, к кому бросаются за помощью и спасением в критический момент, и только он позволяет надеяться, что "самого страшного не произойдёт".

Шерлок Холмс. В чудо его возвращения в новом обличье не верил никто - даже сам актёр. "Ну какой из меня Холмс?" Действительно, как можно было, глядя на фото, увидеть в этом странном небритом типе в очках (который, как кто-то сказал, выглядит так, словно живёт не на Бейкер стрит, а на помойке под окнами Бейкер стрит) того самого легендарного детектива? Да и трейлеры не обнадёживали.

Но он снова вернулся. Две недели назад я бы сама не поверила, что скажу это, как не верила два с лишним года, наблюдая за съёмками. И всё же это он - правда, без обаятельного джентльменства, без аристократического блеска, без сногсшибательной харизмы, без шикарного пальто и романтического облика своих предыдущих воплощений, но разве его любят только за это? За внешней неприглядностью дауншифтера с нервными гримасами и нелепыми жестами, которого никто не принимает всерьёз, внезапно обнаруживается тот же блестящий ум, способный связать воедино разрозненные нити, мощная интуиция, неукротимое стремление к истине и вера в своё призвание - разгадать самые запутанные преступления, восстановить справедливость и предотвратить новые злодеяния.

И для этого он готов стать героем. Он оказывается способен противостоять злу в самой безнадёжной ситуации. Этот неловкий очкарик, который не умеет драться и не может выстрелить в человека, раз за разом выходит - заставляет себя выходить - против злодеев один на один, когда другого не остаётся, даже если это уже не поединок интеллектов, а грубая физическая борьба, в которой у него нет шансов победить.

И всё же он победит, а верный Уотсон его прикроет, как бы он ни злился на самоуверенного друга за то, что тот "умудряется всё время быть правым".

Да, он необаятелен и временами просто неприятен, и всё же он тут самый живой и настоящий - такой, каким вполне мог быть Шерлок Холмс, существуй он в реальности. Он снова оживляет для меня эту давнюю и самую любимую с детства историю. И я его почти люблю. Почти - потому что трудно любить реальных людей, даже невероятно прекрасного Бенедикта Камбербэтча, который регулярно выкидывает что-либо несоответствующее, и даже его ещё более невероятно прекрасного Шерлока - которому, однако, многое готовы прощать за чёрные кудри и пальто из чистого секса. У этого Холмса нет ни пальто, ни кудрей, и его труднее простить и принять таким, какой он есть.

Впрочем, ему это и не нужно. Как и любому настоящему Холмсу.
Tags: Шерлок и Холмс
Subscribe

  • Ностальжи

    Пошла тут в библиотеку книжной графики, в поисках интересных иллюстраций к сказкам братьев Гримм, там же по совместительству библиотека комиксов и…

  • Стивен Моффат: соционический тип

    Питер Капальди в роли Доктора Кто в декорациях сериала "Шерлок" К Моффату у меня отношение сложное и эмоционально амбивалентное. Сначала он…

  • Внезапно

    х Ответный визит ) х

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment