aneitis (aneitis) wrote,
aneitis
aneitis

Categories:

Вот така любовь

Продолжение



Дальше автор снова цитирует:
"Схема влюблённости психопата: идеализация - обесценивание - отвержение. Психопат быстро и сильно влюбляется, ловит кайф от "охоты" и становится идеальным спутником, чтобы заполучить того, кого он хочет. Но как только он ощущает, что вы у него в руках и он завладел вашими чувствами, ему становится скучно с вами, и он стремится к новым источникам удовольствия и развлечения. Однако он может держать вас на крючке долгое время, не позволяя заметить этого. Он интуитивно чувствует, когда ему нужно снова включить обаяние, чтобы не потерять вас, а когда можно выйти за ваши границы дозволенного, чтобы раздвинуть их".

Мэри уже умирает от скуки. Она думала, что такая жизнь - это то, чего она хотела, но это не оправдало её ожиданий, что на самом деле является общей проблемой психопатов. Но в то же время она не хочет отступиться от Джона - психопатам на самом деле не нравится, что их отношения так коротки. Они жаждут любви и заботы. Быть психопатом не значит быть неуязвимым для одиночества, но это означает, что никто не оправдывает ваших ожиданий, оставляя вас "разочарованным" - одна из дедукций Шерлока о Мэри. Проблема в том, что Мэри в действительности цепляется за отношения, а не за Джона как человека (подробнее об этом позже). Мы видим, как её личина идеальной спутницы для Джона Уотсона начинает пробуксовывать.

Сцена, когда Джон отправляется в наркопритон за сыном соседки:
Как реагирует Мэри? Она использует секс и беременность в качестве рычагов. "Ты не можешь пойти, я беременна". Она должна удерживать контроль над отношениями и над тем, что происходит. Она не может остаться в стороне. Так что она отправляется вместе с мужем в наркопритон - только затем, чтобы сидеть снаружи в машине, поджидая его, словно мамочка, которая ждёт сына с футбольной тренировки. Она не желает ему удачи - перед его уходом она просто привлекает его внимание, упомянув о сексе: "Это немного сексуально". Импульсивный выбор. Это выглядит странно.

Когда Уиггинс, поддерживая свою повреждённую руку, молит, чтобы его взяли с собой, потому что у него сломана рука, она холодно бросает: "Нет. Иди отсюда". Это сомнительная ситуация, но она с Джоном и Шерлоком и вполне способна защитить себя, насколько мы знаем - и она прогоняет его без малейших колебаний, не задумавшись ни на секунду. Её тёплое отношение не распространяется на людей, которые не могут дать ей что-нибудь - она берёт, а не даёт. Довольно странно для медсестры - что заставляет предположить, что она выбрала эту работу, чтобы быть поближе к Джону (психопаты часто меняют работу). На протяжении всей сцены она разговаривает холодным раздражённым тоном, не выказывая никакой заботы о Шерлоке (он сейчас не в фокусе её внимания, так зачем бы ей это делать). Единственный момент, который можно прочесть как некое эмоциональное вовлечение - это её насмешка над "Шезза".

Когда Уиггинс во время перевязки говорит, что Мэри сделала ему больно, её первая реакция - переложить вину на него: "ты сам дёрнулся". В качестве медсестры она должна была бы уже привыкнуть к привередливым пациентам и не чувствовать нужды винить наркомана под кайфом.

Сцена в офисе Магнуссена:
В то время, когда она угрожает пистолетом Магнуссену, он говорит ей кое-что любопытное: "Что бы подумал ваш муж? Ваш милый муж, такой честный и порядочный, истинный англичанин. Что бы он на это сказал? Вы делаете это, чтобы защитить его от правды? Разве такой защиты он бы хотел?" Всё это явно взывает к эмоциональной стороне Мэри, но она остаётся абсолютно хладнокровной и полной решимости. Потому что, в сущности, идея идти против воли Джона не то, чего она по-настоящему боится - Магнуссен давит в неправильную точку. Больше всего Мэри боится сломать не Джона - она боится сломать отношения. И её план изначально защищал отношения, поэтому она не обращает внимания на то, что он говорит.

Когда она слышит, что кто-то вошёл в комнату, она не вздрагивает и не оборачивается, что само по себе довольно странно. У психопатов очень слабые рефлексы испуга. Когда она раздражённо спрашивает, здесь ли Джон, на её лице и в тоне нет и следа страха. Для меня это один из ключевых признаков психопатии. Она в очень опасной ситуации: её планы нарушены, Шерлок застал её угрожающей кому-то оружием, и в довершение всего Джон здесь, а значит, ему тоже угрожает опасность. Но, похоже, Мэри начинает обесценивать Джона. Она хочет удержать его, но ей уже скучно в этих отношениях. Психопаты любят опасность (это одна из причин, почему они часто выбирают занятия, связанные с риском - профессия Мэри хорошо ей подходит). Мэри хочет сохранить отношения, но ей также нравится возбуждение, которое вызывает нависшая над ними угроза. Ей нравится быть начеку, постоянно готовой к вызовам и осложнениям, и это состояние, в котором она отлично функционирует. Она преуспевает в этой комбинации успеха (побеждать, сохраняя Джона) и опасности (постоянный риск потерять Джона). Но трудно удерживать ситуацию в таком неустойчивом состоянии, и если она скатится в любую сторону, это сделает Мэри несчастной. В её отношениях нет стабильности. (Что в действительности довольно печально - она, подобно Шерлоку и Джону, испытывает огромные трудности в поддержании здоровых отношений из-за тяги к опасности, но, в отличие от них, она испытывает патологическую тягу к разрушению, несмотря на желание любви.)



Вот реакция Мэри на вопрос Магнуссена, собирается ли она теперь убить их обоих. Любопытно, что выбирая между тем, в кого из них стрелять, она первым делом наводит пистолет на Шерлока, хотя вероятность того, что Шерлок попытается напасть на неё сзади или вообще причинить ей вред, гораздо меньше. Именно у Магнуссена есть мотивация причинить вред Мэри, но она поворачивается к нему спиной, лицом к Шерлоку, и иронически улыбается в ответ на идею убить обоих - это не входит в её план. Однако она говорит, что убьёт Шерлока, "если он сделает ещё один шаг". Что странно само по себе - Джон внизу и может прийти в любой момент. Если Мэри действительно волновалась по поводу того, что он всё узнает, и думала, что выстрелить в Шерлока и вырубить Магнуссена было единственным способом защитить себя, не убивая Шерлока, она бы немедленно выстрелила, чтобы иметь больше времени. Но она этого не делает. Она ждёт, пока он сделает шаг, и использует это, чтобы доказать свою силу.

В офисе Магнуссена план Мэри на самом деле вовсе не пошёл прахом - она думает, что она избавляется от препятствия для её брака. Но реальным препятствием для её брака с Джоном (как мы видели, он принимает её, даже узнав о её прошлом) является не Магнуссен и не его информация. Это Шерлок. Джон всегда будет слишком привязан к Шерлоку. Мэри, медсестру, которая не любит мирно улаживать проблемы, но любит быть нужной, с самого начала Джон привлёк своей слабостью, когда он оплакивал смерть самого важного человека в своей жизни. Ей нравится находиться в позиции силы, но не нравится находиться в ситуации, когда она вынуждена искать слова, чтобы налаживать отношения, и теперь, когда Шерлок вернулся, она осознаёт, что это делает Джона менее зависимым от их собственных отношений. Она хочет убить Шерлока, потому что для неё имеет значение не счастье или благополучие Джона, а сохранение отношений, и она знает, что когда Джон скорбит о смерти Шерлока, её позиции гораздо надёжнее. Но вот в чём проблема для Мэри - чем надёжнее её позиции, чем ближе конец игры и очевиднее её исход, тем меньше она будет хотеть Джона. Это парадоксально. Она постоянно в погоне за недостижимым, касается ли это отношений или её собственной идентичности (желая быть одновременно добропорядочной медсестрой и наёмной убийцей, жить в браке и играть с отношениями).



Голос Мэри надламывается, когда она извиняется. Но сразу после этого её лицо приобретает прежнее холодное выражение, а взгляд становится пустым. (И как актёр я могу сказать вам, что манипулировать своим голосом намного легче, чем контролировать микровыражения лица. Заставить голос звучать так, словно вы собираетесь плакать, довольно просто, и психопаты особенно хороши как в считывании эмоций других - "я могу сказать, когда ты лукавишь", - так и в изображении эмоций, которых они не испытывают.)



Когда Мэри идёт (а затем бежит) в больницу, она выглядит довольно встревоженной. Но когда Джон говорит ей, что у неё "большие неприятности", её первой автоматической реакцией является улыбка, а не страх. Она не хочет терять Джона, но она наслаждается адреналином. А когда Джон отворачивается, её маска спадает, и на лице снова появляется холодная улыбка. Это очень плохая новость для её отношений с Джоном - это показывает, что ей нравится, когда они под угрозой. Это ещё более явно показано в сцене "ты не скажешь Джону" - она не выглядит обеспокоенной, она наслаждается адреналином от опасности, в которой находятся её отношения. Она не собирается прекращать это, потому что наслаждается этой игрой, в которой Джон является призом - хотя Мэри постепенно всё меньше вкладывается в эти отношения, на данный момент она всё ещё хочет того, что они символизируют: победу, власть и способность поддерживать отношения.



(Окончание в следующем посте)
Tags: Шерлок, Шерлок и кровавая Мэри
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments