aneitis (aneitis) wrote,
aneitis
aneitis

Category:

Ложный герой в "Шерлоке"

Родилось в процессе обсуждения этого поста

Я тут ещё подумала насчёт ложных героев )

Герой, сила которого не знает преград, и для которого не составляет труда победить змея или вражескую армию, почему-то останавливается перед человеком, совер­шившим в отношении него предательство и во всех отношениях нич­тожным. Может быть, героя сдерживает данная им клятва?

1) Для ложного героя характерны три функции: а) вредительство по отноше­нию к герою, в) обманные притязания, с) неудачное прохождение предварительного испытания. Из этих трех функций необходимый характер носят первые две - по крайней мере одна из них должна присутство­вать, чтобы персонаж можно было бы охарактеризовать как ложного героя; третья же функция не является необходимой, и по одному лишь ее присутствию персонаж сказки еще нельзя характеризо­вать как ложного героя.

2) Ложный герой появляется со своими специфическими функциями не ра­нее того момента, когда герой проходит главное испытание, даже если это испытание и герой никак не связаны по смыслу.

Если мы непременно хотим найти в сериале ложного героя, то у нас есть подходящий кандидат. Это Мэри )
Практически классический ложный герой в фем-варианте.



Женский вариант ложного героя несколько отличается от мужского. В качестве "приза" там всегда выступает некий желанный мужчина. Истинная героиня завоёвывает его сердце, не совершая никаких особенных подвигов, просто за счёт своих прекрасных личных качеств. Затем, во время её вынужденного отсутствия (которое чаще всего устроено ложными героинями, но не обязательно), ложные героини пытаются занять её место в сердце тоскующего "объекта". Впрочем, это им не удаётся, если они остаются самими собой (сёстры Золушки, сёстры царицы из "Сказки о царе Салтане").
Для того, чтобы их предприятие увенчалось хотя бы временным успехом, они должны не только каким-то образом избавиться от счастливой соперницы, но и стать похожими на неё, то есть украсть чужую идентичность. Это - обязательный элемент успешной ложной героини (в отличие от ложного героя-мужчины, который может просто присвоить чужие достижения). В сказках они могут принимать облик исчезнувшей героини - разумеется, для этого нужно быть ведьмой, сёстры, являясь обычными людьми, на такие финты не способны. Ну и конечно, ведьма не останавливается перед средствами устранения героини - она превращает её в животное, убивает (но не до конца - героиня потом непременно оживает) и т. д.
Впрочем, для обычного человека, не обладающего магическими навыками, имеется другой вариант: если "объект" незнаком с героиней (невеста направляется к жениху, который её никогда не видел), ложная героиня угрозами или обманом заставляет истинную поменяться с ней местами и выдаёт себя за неё, то есть опять-таки крадёт чужую идентичность.

Что же мы имеем в случае с Мэри?
Прежде всего, она крадёт чужую идентичность, что позволяет ей приблизиться к "объекту" - предстань она сразу в своём истинном облике киллера, Джон Уотсон отшатнулся бы от неё с ужасом. Она появляется во время вынужденного отсутствия Шерлока в образе белой и пушистой "медсестры Мэри" и пытается занять место самого близкого и дорогого человека в сердце тоскующего Джона - место, которое принадлежало Шерлоку. По сути, она крадёт идентичность "истинной Мэри Морстен" из канона, которой действительно удалось увести доктора Уотсона от Шерлока Холмса ) В сериале, правда, это "уже не тот Джон Уотсон", его связь с Шерлоком гораздо глубже, так что здесь Мэри Морстен не вполне удаётся сделать это.
Далее герой неожиданно возвращается - ей грозит разоблачение - она почти убивает героя, но не до конца - он возвращается к жизни.

Таким образом, мы можем при желании найти здесь все необходимые признаки и действия ложной героини - разумеется, не в той последовательности и не в тех сочетаниях, как в классической сказке, но так это всегда и бывает у Моффиссов, которые всё перемешивают и выворачивают наизнанку самым неожиданным образом ) Получается, Мэри гораздо лучше вписывается в амплуа ложного героя, чем Андерсон и Донован.

Кстати, развязка в случае с Мэри тоже не противоречит сказочному канону: обманщицы-сёстры изредка могут получить великодушное прощение ("Сказка о царе Салтане"), в отдельных случаях они даже получают дополнительные плюшки - Золушка не только прощает сестёр, но и устраивает их брак с придворными (роль Шерлока в устроении и особенно в сохранении брака Мэри неоспорима).
Но это, правда, в гуманизированном и пригламуренном варианте Шарля Перро ) В народной сказке сёстрам выклёвывают глаза птички-посланницы умершей матери пострадавшей героини, хотя сёстры причинили ей сравнительно немного вреда - по крайней мере, не пытались её убить. Мать Шерлока говорит, что она превратится в чудовище, когда узнает, кто стрелял в её мальчика.

Примечательно, что сам герой или героиня никогда не мстят ложным героям, какое бы зло те им не причинили. Хотя в большинстве случаев наказание настигает ложных героев, оно исходит от других - чаще всего от неких обезличенных "сил правосудия".

А ещё здесь имеется испытание. В критический момент им обоим нужно сделать выбор: пожертвовать собой ради близких или пожертвовать другими для спасения себя. Истинный герой испытание проходит, ложная героиня - нет.
Tags: Шерлок, Шерлок и кровавая Мэри
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments