aneitis (aneitis) wrote,
aneitis
aneitis

Categories:

Мир Шерлока Холмса: Дружба и эмоции

Прежде чем рассматривать семью, я хочу подробнее остановиться на Шерлоке, потому что его иногда характеризуют таким образом, с которым трудно согласиться.



В обсуждениях к прошлому посту мне привели фрагмент характеристики, в которой говорилось, что у Шерлока до встречи с Джоном не было эмоционального контакта ни с кем, кроме Майкрофта, он понятия не имеет, что делать с эмоциями, и ничего не знает об эмоциональном отклике других людей на его поведение. Похожее мнение о Шерлоке почему-то довольно часто попадается: якобы у него никогда не было опыта дружеских отношений, эмоциональных связей с другими людьми, Джон у него вот буквально первый в этом плане (после Майкрофта), по крайней мере, из посторонних, а чувства и эмоции для него тёмный лес и нехоженое поле.

Я не знаю, откуда такое впечатление берётся, может, некоторым просто нравится представлять такого бедного-нищасного Шерлока, которого никто никогда терпеть не мог, потому что он гений с плохим характером, вот он всю жизнь так в безмерном одиночестве и маялся (начиная со школы, где он был изгоем без единого приятеля), пока Джона не встретил. Или у них какие-то другие причины, неважно - главное, что этот образ ну никак не накладывается на того молодого человека, которого нам с самого начала показали.

А показали нам человека, после нескольких минут общения с которым любой из выписывающих "эмоционально неопытного" Шерлока внезапно обнаружил бы себя идущим за ним и заглядывающим к нему в рот как загипнотизированный /ошарашенно застывшим на месте с единственной мыслью "штоэтобылоХолмс???" /в бешенстве сжимающим кулаки и поливающим этого мерзавца отборными проклятьями - в зависимости от того, какое впечатление он бы произвёл на мистера Холмса и что мистеру Холмсу в тот момент от него бы понадобилось )
Именно такую способность вступать в эмоциональный контакт с людьми Шерлок демонстрирует с первых же минут появления на экране.

Мы видим вполне уверенного в себе мужчину, который ищет компаньона для съёма квартиры. Видит кандидата, мгновенно его сканирует и решает - в первом приближении подойдёт. После чего сходу совершает виртуозный, прекрасно отработанный эмоциональный "взлом": удивление - заинтересованность - загадка, которую хочется разгадать. Всё, пациент готов - будет всё время думать о новом знакомом и завтра прибежит на место встречи как миленький.
И дальше Шерлок продолжает умело его "охмурять", всё время внимательно отслеживая реакцию: не пережал ли? что Джону нравится, что нет? И в такси, получив на эффектную, но задевающую личное дедукцию восхищённое amazing, радостно расслабляется: бинго! Этот парень точно подходит. Можно действовать смелее. И всё дальнейшее - смски, провокационные "подай телефон - отправь сообщение", разговор у Анджело, последующая беготня - это окончательная проверка, о чём сам Шерлок немедленно и прямо сообщает новому партнёру, который "квест прошёл".

Вот представьте себе, что подобная сцена разыгралась бы между мужчиной и девушкой - кто-нибудь смог бы предположить, что этот парень никогда в жизни с женщинами отношений не имел? Смешно, правда? Ведь сразу же видно, что товарищ опытный ловелас - вот так, на раз, взломать все защиты и заставить буквально бегать за собой по первому свистку. А Джон ведь тот ещё бука в данный момент своей жизни - весь в депрессии, забился в раковину, старому университетскому знакомцу и то не рад и никаких дружб завязывать не намерен. А за Шерлоком тут же бежит, от нападок его защищает, а всяких подозрительных личностей вообще застрелить готов, если они его новому другу угрожают. И вот этот Шерлок, мгновенно и целенаправленно сумевший завоевать симпатию и доверие человека, у которого "проблемы с доверием", - эмоционально неопытный субъект с "незнанием человеческой натуры"? Ну-ну.

Всё, что нам показывают в первой же серии, как и во всех остальных, свидетельствует об одном - у Шерлока был опыт завязывания дружеских отношений, и вполне приличный, не меньше, чем у среднего человека его возраста. Да и с чего бы ему не быть? В школе вот такой яркий, эмоциональный мальчик, умеющий и любящий удивить, поразить, открыть кучу нового и интересного, всегда будет привлекать внимание и внушать желание с ним подружиться. Так что без приятелей он наверняка никогда не оставался - он себе приятелей умеет заводить вообще в любой среде, даже среди наркоманов и бездомных, если потребуется. Другое дело, как там дальше эти приятельские отношения развивались - и тут Шерлок, естественно, немало шишек понабил (как, впрочем, большинство детей, если они не высокоодарённые от природы коммуниканты), но в конечном итоге это пошло на пользу. Всё как у всех. Собственно, Шерлок сам об этом говорит в разговоре с Майкрофтом: "... пока мы не встретили других детей. - Это было ошибкой. И о чём только они только думали? - Возможно, что-то такое о попытках завести друзей".

Вероятно, вот такого близкого друга, soulmate, у него не было, но и не всем так везёт, многие так и живут всю жизнь, ограничиваясь приятельскими связями разной степени близости. Такая дружба, как у Шерлока с Джоном, вообще большая редкость. Но временные приятели, несомненно, были - когда подворачивался подходящий кандидат. Ведь с большинством детей Шерлоку наверняка быстро становилось скучно, да и они не могли за ним угнаться, к тому же интересы юного Шерлока, надо полагать, значительно отличались от интересов среднестатистического ровесника, ну и характер у него тоже не сахар, так что эти связи быстро распадались. (Хотя возможны варианты - сюжет с Виктором Тревором ещё не обыгран.)

Но к моменту появления Джона Шерлок уже неплохо научился взаимодействовать с "идиотами" обычными людьми - замедляться, разъяснять, что к чему, делать скидку на уровень интеллекта собеседника - хотя это довольно утомительно, конечно, и часто раздражает. (Представьте, что вам изо дня в день приходилось бы общаться с абсолютно некомпетентными и глупыми людьми, которым постоянно нужно объяснять элементарные вещи - вы бы тоже раздражались.) Но с теми, кто ему симпатичен, он вполне мил и нормально эмоционален. Вот мы видим его во взаимодействии с миссис Хадсон: Шерлок с Джоном приходят на квартиру, она выходит, Шерлок тут же открывает объятия - сам! - и обнимает её. А чуть позже, в порыве восторга, не только обнимает, но ещё и целует! Вполне искренне и по собственной инициативе.

Так что у Шерлока всё хорошо с эмоциями - он их и выражать умеет, и вызывать в других, причём именно такие, какие ему в данный момент требуются: нужно - заинтересует или заинтригует, нужно - расположит к себе и обаяет, нужно - выведет из равновесия. А для этого надо не просто правильные слова говорить и подходящие гримасы на физиономии изображать - без включения эмоций всё это выглядит смешно, нелепо и даже жалко, как у киношных социопатов-аутистов, пытающихся научиться взаимодействовать с людьми "по инструкции", или неумелых актёров. А Шерлок даже не особо старается: кривляется, "переигрывает", но при этом включает такую волну собственных эмоций, которая просто сбивает с ног - и ошарашенные люди выдают необходимую реакцию. Это очень высокий уровень управления своими и чужими эмоциями, как у высококлассного актёра. Действует не выверенная мимика и отрепетированная интонация, а эмоциональный поток, захватывающий и увлекающий "публику".

Но всё это в основном в краткосрочной перспективе, чтобы добиться нужного результата здесь и сейчас - долго играть роль ему неинтересно, скучно и вообще претит. С какой стати он должен притворяться няшкой, выполнять всякие там ритуальные социальные танцы, когда он и так достаточно хорош сам по себе, какой есть! Вот эта, не железобетонная даже, а прямо-таки титановая уверенность, что он достаточно хорош и имеет право быть таким, какой он есть, из Шерлока просто хлещет. И да, бывает, проглядывает и обида на то, что не принимают таким, а как же без неё. Впрочем, те, кто принимают, всегда находятся, пусть и в небольшом количестве, но этого для душевного комфорта достаточно. А остальные - что ж, не принимаете, тем хуже для вас. Ему есть чем ответить на нападки и давление, тренинга в жизни было предостаточно - сначала Майкрофт обеспечивал, а потом и остальные обитатели планеты присоединились.

В основе такой уверенности лежит то самое базовое доверие к миру, которое дают любящие родители, целиком и полностью принимающие своего ребёнка таким, какой он есть. Конечно, все родители, как правило, любят своих детей, но вот так безусловно принимать получается далеко не у всех. Часто их что-то в ребёнке не устраивает или они навешивают на наследника какие-то свои ожидания и мечты - и будь любезен соответствовать, чтобы мы тебя любили, а если нет - ну извини. Не заслужил. Вот он и заслуживает, иногда всю жизнь. Бывает, ребёнку везёт, и он оказывается в состоянии соответствовать запросу родителей. Но при этом он всё равно может оказаться подвешенным на то, чего от него хотели - ведь он чувствует, что любим, хорош и ценен не сам по себе, а только вот этим, самым главным и важным, и если он таким быть не сможет, то "всё пропало, шеф", полная катастрофа. Он и сам себя ценит только за это, и окружающим всё время доказывает, что "достоин". Такой ребёнок часто болезненно относится к успехам других в той же сфере, как будто это что-то отнимает у него самого. Ведь если кто-то окажется лучше него именно в той области, успехов в которой ожидают от него родители, то он как бы потеряет свою ценность.

Ребёнку, которого принимают без всяких условий, никому ничего доказывать не надо, он и так уверен, что хорош. Он может с удовольствием соперничать с другими и радоваться своим победам, но даже если он кому-то уступает, это, конечно, неприятно и обидно, но не становится для него катастрофой. Он может пробовать снова и снова или даже довольно спокойно принять чьё-то превосходство - ведь это не уничтожает и даже не умаляет его собственную ценность. Он всё равно достаточно хорош для этого мира.

Нетрудно убедиться, что Шерлок был именно таким ребёнком. Он высоко ценит свой блестящий ум и свои способности - но точно так же ценит это и в других. И когда ему случается встретить человека с уровнем выше среднего, то это вызывает у него прямо-таки восторг - вспомните, как он восхищается Дженнифер Уилсон: "Она была умница! Умница!" Правда, умерла, вот жалость, но догадалась оставить подсказку, как найти её убийцу, ну разве она не молодец.

А уж если выпадает удача найти кого-то с хоть сколько-нибудь сравнимым уровнем интеллекта, то это просто счастье. Это же такое удовольствие, когда собеседник способен соображать с приемлемой скоростью и видеть то, что ты видишь, не нуждаясь в бесконечных разъяснениях, ну как не проникнуться к нему симпатией. К "другому умному" не только нет никакой ревности и неприязни - напротив, ему можно многое простить (привет, Ирен Адлер и Мэри Морстен). А если с ним ещё и посоревноваться можно на равных, то это просто подарок судьбы! Вот так он поначалу Мориарти и воспринимает - как достойного соперника в игре, и радуется этому безмерно.

И как бы Шерлок ни соперничал с Майкрофтом, для него это действительно лишь детские забавы. Его не ранит превосходство брата. Как и канонный Холмс, он принимает это как данность - ну вот так случилось, что Майкрофт умнее, но и он, Шерлок, кое-в чём превосходит его: "Может быть, есть одна или две вещи, которые я знаю, а ты нет". И Майкрофту часто без него не обойтись - ведь таланты Шерлока лежат в несколько другой области. В каноне братья вполне мирно и взаимовыгодно сотрудничают - в сериале они могли бы делать то же самое (иногда и делают), со стороны Шерлока ничто этому не препятствует. Если бы современный Майкрофт относился к Шерлоку так же, как Майкрофт Конан Дойла.

Вывод - у Шерлока всё очень хорошо с эмоциональной зрелостью, намного выше среднего. Его только Майкрофт может пробить на "детские" эмоции (пока ещё может, хотя с каждым разом ему всё труднее это сделать). Это часто удаётся близким (обычно родителям), которые были для нас чрезвычайно значимыми в детстве, когда мы были очень маленькими и зависимыми от них, если эти близкие продолжают демонстративно вести себя с нами как с детьми.

Но есть область, которую Шерлок долго и искусственно замораживал под влиянием Майкрофта - это область формирования чувства глубокой привязанности, длительной и устойчивой эмоциональной вовлечённости в близкие отношения. И главные изменения, которые мы в нём наблюдаем - размораживание этой области, постепенное понимание и признание важности и ценности таких отношений. И что особенно интересно, впуская их в свою жизнь, "неопытный" Шерлок делает это очень правильно, не впадая в зависимость - что вообще-то удаётся немногим, даже "опытным", которые "вовлекались" на протяжении всей своей жизни. Джону, например, не удаётся. И катастрофически не удаётся Майкрофту - который именно поэтому так панически боится отношений и так неустанно предостерегает от них Шерлока.
Tags: Шерлок, Шерлок и Холмс
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments