aneitis (aneitis) wrote,
aneitis
aneitis

Categories:

Мир Шерлока Холмса: Сын гениальной мамы

До сих пор я писала о том, что представляется мне довольно очевидным.
Но, разумеется, в сериале очень много моментов, которые невозможно трактовать однозначно, либо из-за недостатка информации, либо из-за противоречия с другими моментами. Это касается как сюжетных деталей, так и целых образов.
Так что это будет пост вопросов и предположений, касающихся семьи Холмсов, и прежде всего старшего сына Майкрофта.



В конце "Последнего обета" из уст Майкрофта звучит загадочная фраза: "Мне несвойственны порывы братского сострадания. Вы знаете, что случилось с тем, другим". Совершенно непонятно, что он имеет в виду и кто такой этот the other one. До той поры ничто не намекало, что в семье когда-то был ещё один брат (или сестра), к тому же эти слова могут быть какой-нибудь метафорой. На сегодняшний момент я не вижу ни способа, ни смысла каким-то образом учитывать предположительное наличие этого таинственного "другого брата", о котором ничего не известно, с которым случилось непонятно что и который вообще может оказаться фикцией, поэтому исхожу только из уже имеющихся в нашем распоряжении фактов.

В сцене семейного рождественского обеда, помимо эпизода в кухне, есть ещё один эпизод: разговор родителей с Мэри, из которого мы узнаём, что гениев в этой семье больше двух - по крайней мере, так считает отец. Мама Холмс, оказывается, в прошлом была выдающимся математиком (или физиком/химиком, неважно, в кино её называют математиком), но "бросила всё ради детей".

И тут сразу возникает вопрос: а зачем, собственно, она это сделала? Ведь успешно совмещать материнство и научную карьеру вполне возможно, тем более, муж был только за - вернее, он, как можно понять из следующей реплики, был даже против того, чтобы она бросала науку, но ему "никогда не давались споры с ней". Гений вряд ли способен бросить дело своей жизни на взлёте - разве что... он осознает, что он не гений.

Это обычная история. Сколько их, молодых талантливых учёных (писателей, художиков, артистов, спортсменов...), подающих большие надежды, авансом записанных в будущие светила и гении, от которых окружающие ожидают великих свершений - но небывалых вершин, достойных истинного гения, достигают очень немногие. А остальные становятся "не великими, а всего лишь выдающимися" - прекрасными специалистами, уважаемыми мастерами своего дела, но - не гениями. И иногда некоторые из них не могут этого перенести.

Мне кажется вполне вероятным предположение, что мама Холмс была одним из таких "неудавшихся гениев" - слишком амбициозных, чтобы удовлетвориться положением не самого лучшего, а всего лишь одного из ряда таких же. Об этом свидетельствует и то, как она стремится обесценить свою работу ("глупая древняя писанина") и саму область ("математика в наше время абсолютно бесполезна"). И в этом случае для женщины, недовольной своими профессиональными достижениями, всегда есть удобный выход: "пожертвовать работой ради семьи" - даже если семья вовсе не требует этой жертвы.

Казалось бы, в этом нет ничего плохого - в конце концов, каждый человек вправе выбирать, на что ему тратить свою жизнь. Многие женщины отказываются от карьеры, чтобы посвятить себя семье - это вполне социально одобряемая модель, которая может быть выгодной для всех заинтересованных сторон. Но при одном условии: если женщина способна признать, прежде всего перед самой собой, что она делает это ради себя - потому что так лучше для неё, а не для кого-то ещё. Если это не оформляется как "жертва", принесённая на алтарь семьи и материнства. Потому что в этом случае ребёнку, которому принесена эта жертва, истинная или мнимая, выписывается ужасный счёт, который он будет оплачивать всю жизнь. Он оказывается невольной причиной рухнувших светлых перспектив маминой жизни - и теперь он должен возместить ей это, стать её "делом", её жизненным смыслом, исполнить её несбывшиеся мечты и оправдать своими достижениями принесённую жертву.

Именно это произошло с Майкрофтом Холмсом. Он был обязан стать не просто умным - самым умным, гениальным и несравненным. Так сложилось, что это было ему по силам. Но при этом он ощущал постоянную угрозу: если у него в какой-то момент это не получится, если он не дотянет - случится что-то страшное. Мамочка расстроится - и просто не сможет его любить. А он сам окажется несостоятельным, не сумеет достойно возместить её жертву, о которой ему никогда не давали забыть - установка о "маме-гении, бросившей всё ради детей", бытовала в семье постоянно, судя по тому, как легко и привычно это в первых же словах озвучивается случайному человеку. "Быть самым умным" очень рано стало для него жизненно важной необходимостью, главной ценностью, без которой всё остальное не имеет значения. "Мама и папа очень рассердятся, если ты будешь глупым. Такое разочарование!" - это страх Майкрофта, а не Шерлока.

А потом ещё появился соперник в лице маленького брата. Шерлоку повезло - он родился вторым, спустя семь лет после старшего, когда Мамочке уже нечем было жертвовать. Необычайно умный Майкрофт в достаточной степени удовлетворял её амбиции, чтобы она могла позволить себе расслабиться и любить младшего просто так. К тому же он тоже оказался умён, а ещё довольно близок маме по темпераменту, в отличие от сдержанного, холодноватого старшего, чья эмоциональная сфера оказалась на скудном остаточном пайке - "всё в ум пошло".

Должно быть, мир бедного Майкрофта перевернулся, когда он был вынужден наблюдать, как родители, всегда так ценившие интеллект, тают от любви и умиления к этому безмозглому существу: "смотрите, он зевает, он ротик разевает!" Не тогда ли началось его отчуждение от родителей, которые "всё равно ничего не понимают" да ещё требуют от него проявления надлежащих братских чувств. Не оттуда ли берёт начало установка "не вовлекаться", избегать привязанностей, которые неизбежно приводят к боли и парализующему страху, заставляют чувствовать себя бесконечно уязвимым.

Отсюда же растут ноги необходимости убеждать всех, что Шерлок "глупый", что он никогда не сможет сравниться с ним в самом главном и ценном. Иначе трудно объяснить, почему "мы оба считали тебя идиотом, пока не встретились с другими детьми" - ведь простая мысль, что малыш заведомо "глупее" подростка, доступна любому ребёнку, даже не такому умному, как Майкрофт. Но он никогда не мог допустить, чтобы брат оказался ещё одним умным - это отняло бы у него единственное преимущество в глазах родителей: "Не умничай, Шерлок, здесь я умный".

Интересно наблюдать, как братья вспоминают о своём детстве. Шерлок говорит о детских обидах с иронией, слегка поддразнивая старшего, который внушал ему, что он "идиот". Его давно уже мало задевают попытки брата утвердить своё превосходство. Вероятно, школа стала для него спасением: он неожиданно обнаружил, что он тоже умный, зачастую даже "самый умный в комнате", включая учителя.
А вот с Майкрофта на мгновение слетает привычная маска саркастичной невозмутимости и прорывается вот это, глубинное:



"Нелегко для великого ума созерцать ещё более великий" - это произносит Майкрофт, и это относится к нему самому. Он всегда должен побеждать.
- Давай подедуктируем, как в старые времена, - предлагает Шерлок.
- Я всегда выигрываю,- бросает Майкрофт.
- Вот почему ты не можешь устоять.

Любит ли Майкрофт Шерлока? Всё, что нам показали, говорит о том, что он испытывает к брату весьма амбивалентные чувства. Похоже, Шерлок действительно является его единственной глубокой привязанностью - последним, что держит его в сфере человеческих чувств и в то же время делает его уязвимым. Он одержим навязчивым страхом потенциальной наркомании Шерлока - и в то же время то и дело подвергает его вполне реальной смертельной опасности. Он хочет, чтобы брат был ближе к нему ("Полагаю, теперь мы будем видеться чаще, как в старые времена"), постоянно вмешивается в его жизнь - и в то же время отталкивает его обращением, которого никто не стал бы терпеть (Шерлок ещё на редкость толерантен к брату). Неудивительно, что Шерлок, судя по тому, каким Майкрофт предстаёт в его чертогах разума, не думает, что брат его любит.

Неясной остаётся роль Майкрофта в операции Эпплдор. Трудно предположить, что он внезапно так отупел, что ни о чём не догадывался. Их двусмысленный разговор в доме родителей выглядит как зашифрованный договор. "Вот мой ноутбук, в котором полно очень важной секретной информации" - пароль от которого Шерлоку известен. Майкрофт говорит, что Магнуссен якобы не мешает ему - но сам Магнуссен чуть позже скажет, что Майкрофт очень давно ищет возможности прижать его. "Я рад, что ты бросил это дело с Магнуссеном" - кто сказал, что бросил? "Предложение" о смертельно опасной миссии в Восточной Европе можно трактовать как предупреждение о том, что ждёт Шерлока, если он провалит дело с Магнуссеном. Неожиданное признание "Твоя потеря разбила бы мне сердце" - так говорят перед тем, как отправить на смертельно опасное задание. "Кажется, в пунше что-то было" - "Несомненно. Ступай ещё выпей". И Майкрофт идёт.

Выглядит так, будто Майкрофт даёт добро Шерлоку, при этом сам как бы оставаясь в стороне. Но почему он соглашается? Ведь в случае провала под очень серьёзной угрозой окажется не только брат, о котором он так заботится, но и его собственная карьера. Видимо, Магнуссен действительно загнал его в угол, раз он идёт на такой риск. По собственному признанию Магнуссена, его конечной целью является "самый влиятельный человек у стране" - убивая его, Шерлок защищал не только Мэри и Джона, но и Майкрофта. Но это должно остаться в тайне, и Шерлок говорит громко, чтобы все услышали: "Передавай привет Мэри. Скажи ей, что теперь она в безопасности" - вероятно, чтобы исключить всякие подозрения, что в этом как-то замешан Майкрофт.

Однако дальше Майкрофт, который вечно стремится "нести ответственность" за Шерлока, устраняется от всякой ответственности за провал операции, полностью перекладывает её на Шерлока и делает вид, что он тут ни при чём - и не только перед государственной комиссией, что понятно, но и перед самим Шерлоком. И тот принимает это как должное. Он готов пожертвовать собой не только ради друзей, но и ради брата, ничем не упрекнув его.

Ещё более мутным является отношение Майкрофта к пресловутой "хирургии". Мы видим, что во время реанимации Джон неотлучно дежурит в больнице, видим, как туда приходят Мэри, Джанин и Лестрад - но не видим никаких признаков присутствия там заботливого брата, который обычно всё бросает и тут же мчится при каждом намёке на "употребление". Оставим в стороне тот факт, что официальное расследование по этому делу, по-видимому, приостановлено или закрыто, несмотря на то, что совершено тяжкое преступление и убийцу могли видеть как минимум четверо: сам Шерлок, Магнуссен, Джанин и охранник - надо полагать, они все промолчали по разным причинам. Но что с расследованием Майкрофта? Не мог же он не заинтересоваться тем, кто тяжело ранил его любимого брата, а заинтересовавшись, не мог не прийти к верному выводу. И тем не менее, он как ни в чём не бывало мило общается с Мэри. В тот самый момент, когда он делает брату трогательное признание "Твоя потеря разбила бы мне сердце", та, что едва не прикончила Шерлока, спокойно сидит за стеной и попивает чай, приготовленный их матерью.

В самолёте Мэри внезапно обнаруживает навыки супер-хакера, вскрывая (с телефона!) засекреченный архив MI5, а Майкрофта нисколько не удивляют такие способности скромной медсестры - после чего Шерлок приходит к выводу, что Мэри работает на Майкрофта. Если это так, то всё выглядит ещё более запутанным. Была ли Мэри шпионом Майкрофта с самого начала или он, узнав её тайну, завербовал её позже - в какой момент? Почему он спустил ей с рук покушение на Шерлока? Что он хочет от неё? И кстати, почему коллеги Майкрофта не заинтересовались причинами, по которым такой крупный шантажист как Магнуссен преследовал какую-то ничтожную медсестру? А если заинтересовались, то Мэри тем самым снова оказалась под ударом - её прошлое при расследовании могло выйти наружу. Получается, Майкрофт снова прикрыл её? Но тогда уже он сам мог вызвать подозрения...

Я не вижу версии, которая могла бы хоть сколько-нибудь удовлетворительно связать всё это в единую картину. Смогут ли авторы создать такую версию или отделаются очередным "синим батутом", предлагая зрителям закрыть глаза на сюжетные дыры "величиной с даблдекер"? Подождём - увидим.
Tags: Шерлок
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments