aneitis (aneitis) wrote,
aneitis
aneitis

Category:

"Пустая корона", Шекспир и историческая правда

"Генрих VI" считается самым слабым произведением Шекспира - настолько, что существуют серьёзные сомнения в его авторстве. Хроника состоит из трёх частей, представляющих собой законченные пьесы, и есть версия, что первую (которую обычно характеризуют как худшую) Шекспир мог позаимствовать у кого-то другого, включив в неё отдельные сцены. В целом "Генриха VI" критикуют за чрезмерную длину, запутанность и занудство (не знаю, мне так очень хорошо пошло - гораздо веселее, чем "Ричард II", который действительно утомляет своими жалостными монологами).

Но главная претензия - это вопиющее искажение исторической реальности. Мало того, что Шекспир (или его "соавтор") безбожно унижает французов, изображая их беспомощными слабаками и трусами (а англичан, соответственно, прямо-таки былинными богатырями, которые "одним махом семерых убивахом"), так он ещё местами доходит до того, что историкам остаётся только восклицать "нет, но всё же было не так, а совсем даже наоборот!"

Действие происходит в завершающий период Столетней войны между Англией и Францией, в ходе которой англичане пытались с переменным успехом вернуть и удержать континентальные территории, ранее принадлежащие английским королям, и даже претендовали на французский престол. Переломным моментом стала осада английскими войсками Орлеана. После нескольких месяцев изнурительной борьбы французы одержали победу с помощью Жанны д’Арк, прозванной Орлеанской Девой. Англичане были вынуждены отступить, а воодушевлённые французы продолжали их теснить. Год спустя Жанна была захвачена в плен союзниками англичан бургундцами при попытке помочь другому осаждённому городу, Компьену. Её продали англичанам, судили церковным судом как ведьму и еретичку и приговорили к сожжению на костре.

Автор "Генриха VI" в драматургических целях сжимает события, происходившие в течение нескольких лет, в несколько дней, иногда изменяя их последовательность. В принципе такой приём оправдан, однако считают, что "в первой части «Генриха VI» это уплотнение доведено до абсурда, в результате чего реальная картина сильно искажается" (х).

Но хуже всего автор обошёлся с Жанной. Национальная французская героиня изображена исполненной гордыни одержимой, "лихой ведьмой", играючи побеждающей мужчин в вооружённых поединках благодаря колдовским чарам. Завороженный ею дофин Карл, французский претендент на престол, предлагает ей свою любовь, "горя желанием", однако Жанна отвергает это, потому что должна оставаться девственницей, чтобы не лишиться своей волшебной силы.

Вопреки всякой исторической правде, английские войска берут Орлеан (внезапно!), а французские военачальники вместе с дофином и Жанной, "побросав одежды", бегут из города в одних рубашках, лишь заслышав имя предводителя англичан Толбота.

Дальше начинается уже полный трэш. Орлеанская Дева ещё какое-то время помогает дофину одерживать краткие победы. С помощью хитрости и коварства Жанны французы захватывают Руан (после чего она со стены глумится над вражескими полководцами), но бравые англичане в тот же день отбивают его обратно. (Всё это, разумеется, не имеет никакого отношения к реальным событиям.) Льстивыми речами она заставляет герцога Бургундского перейти на сторону французов. Жанна откровенно показана ведьмой, использующей "чары и амулеты" и общающейся со "злыми духами", которые являются по её призыву (в пьесе так и написано: Enter Fiends - Входят демоны), но и они уже не могут ей помочь. Англичане захватывают её в плен. Она то грозит им страшными карами за пролитие крови святой девственницы, то пытается вымолить пощаду, ссылаясь на свою беременность, и отрекается от отца-крестьянина, пришедшего проститься с ней, заявляя о своём благородном происхождении, после чего отец проклинает её со словами "Сжечь, сжечь ее! Повесить - много чести".

После этого в английский лагерь являются французские военачальники во главе с Карлом, чтобы заключить мирный договор. Предводитель англичан Йорк требует, чтобы Карл присягнул английскому королю как вассал и обязался платить дань. Карл с возмущением отвергает эти условия, однако приближённые уговаривают его согласиться, ведь договор всегда можно нарушить. Карл тут же соглашается и приносит присягу англичанам. Перемирие заключено.

Понятно, что ставить это чудовищный фарс, бесстыдно фальсифицирующий исторические события, в наши дни решительно невозможно. Создатели "Пустой короны" благоразумно опускают почти все французские события, оставив лишь штурм Руана, во время которого погибает предводитель английских сил Толбот. С Жанной д’Арк авторы обошлись почти достойно, убрав все оскорбительные сцены с её участием, однако всё же не удержались от выпада: нам показывают, как Жанна собственноручно закалывает израненного Толбота, когда тот склоняется над телом убитого в бою сына (такого нет даже у Шекспира), а затем злобно призывает "рубить и кромсать" их безжизненные тела (в пьесе это реплика Бастарда Орлеанского) - словно для того, чтобы её образ не вышел совсем уж возвышенным.

Из остального содержания первой части авторы экранизации оставляют минимум, необходимый для понимания причин возникновения войны Алой и Белой розы. Надо сказать, что Шекспир очень вольно обходится и с английскими событиями и персонажами - пьеса полна откровенных анахронизмов и искажений, хотя не настолько вопиющих, как в случае с французскими.

Мы видим сильно сокращённую по сравнению с пьесой историю вражды Хамфри Глостера, дяди и протектора юного короля Генриха VI, и епископа Винчестерского, которого король тоже называет дядей. На самом деле епископ приходился дядей Хамфри Глостеру (хотя в фильме он выглядит моложе племянника): отец Хамфри король Генрих IV и епископ Генри Винчестер были сыновьями Джона Гонта от разных жён, причём Генри, как и два других его брата, был рождён до заключения законного брака и потому считался бастардом, хотя впоследствии Гонт узаконил его положение. Это не прибавило ему симпатий Глостера (в пьесе он бросает епископу презрительную фразу "ты, деда моего побочный сын"), который боролся со своим дядей Винчестером за влияние на молодого Генриха VI, ставшего королём в возрасте девяти месяцев.

Однако главными врагами становятся граф Сомерсет и Ричард Плантагенет, впоследствии герцог Йорк.

Суть их соперничества можно вкратце свести к тому, что Ричард, как и король Генрих VI, был потомком короля Эдуарда III. При этом род короля Генриха восходил к Джону Гонту, герцогу Ланкастеру, четвёртому сыну Эдуарда, а род Ричарда по отцу - только к пятому сыну, герцогу Йорку. Но отец Ричарда женился на сестре Мортимера, потомка третьего сына Эдуарда, и по матери Ричард тоже являлся потомком третьего сына (англичане, в отличие от французов, признавали наследование по материнской линии) - и таким образом "обошёл" Ланкастеров в очерёдности наследования. Однако на практике всё это имело мало значения, поскольку Ланкастеры занимали трон (незаконно, по мнению сторонников Йорка) уже третье поколение подряд, и их позиции были довольно прочны.

Всё это Мортимер сообщает своему племяннику Ричарду (на самом деле, разумеется, зрителю, поскольку Ричард и сам прекрасно был в курсе). Для этого Шекспир и ввёл его в пьесу в виде умирающего старца, хотя на самом деле Мортимер умер в возрасте тридцати с небольшим (Ричарду в это время было лишь 14 лет).

А что же Сомерсет? Он тоже был Ланкастером, родным племянником епископа Винчестера и кузеном Хамфри Глостера, и если бы Генрих VI умер бездетным, Сомерсет мог бы претендовать на престол. Строго говоря, наследовать трон должен был бы Хамфри Глостер как потомок старшего сына Гонта, однако он был уже немолод и вряд ли пережил бы короля, а детей у него не было. К тому же он никогда не лелеял столь честолюбивых планов - в отличие от его жены, которая колдовством пыталась свести молодого короля Генриха в могилу.

Жена Глостера Элеонора действительно была осуждена за колдовство, однако это случилось за несколько лет до прибытия Маргариты в Англию. Таким образом, ссора Маргариты и надменной Элеоноры - полностью выдуманная сцена.

Вообще-то в этот период ни Ричард Йорк, ни Сомерсет не строили планов занять трон. Права Сомерсета были сомнительными - его отец, как и епископ Винчестер, был рождён до того, как их отец Джон Гонт вступил в законный брак с их матерью, и хотя Гонт впоследствии добился указа, признающего их законными детьми, в этот указ был предусмотрительно включён пункт о лишении этих детей прав на престолонаследие. Что касается Йорка, то он оставался лояльным королю до тех пор, пока влияние его жены и Ланкастеров
Tags: Ричард III
Subscribe

  • В этот день 5 лет назад

    Вот это действительно приятно вспомнить )

  • Шесть мифов о Ричарде III

    564-й день рождения которого отмечался 2 октября х Миф 1: Ричард был убийцей В знаменитой пьесе Шекспира "Ричард III" все…

  • Ричард III и его время

    Елена Браун Ричард III и его время. Роковой король эпохи Войн Роз Вероятно, лучшее, что написано о Ричарде Глостере на русском языке. Никаких…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments