aneitis (aneitis) wrote,
aneitis
aneitis

Categories:

"The Adventure of the Bloody Tower" - экскурсия и новая информация

Оригинал взят у mirrinminttu в "The Adventure of the Bloody Tower" - экскурсия и новая информация

Визит Ватсона в Тауэр начинается с того, что он излагает цель своего визита стражнику у ворот и просит провести его к губернатору Тауэра. По пути стражник сообщает нашему медику, что «настоящим кровавым негодяем был этот Ричард, по всем параметрам, сэр. Вы знаете, что он провёл в материнском чреве целых два года, прежде чем родился? Это правда, сэр. Абсолютный факт, сэр». Эпизод, дающий более чем исчерпывающее понимание того, что, собственно, люди знают о короле Ричарде. Ватсон не стал, разумеется, спорить со стражником. «Мой ошеломлённый мозг продолжал обкатывать эту поразительную медицинскую новинку, пока йомен вёл меня через ворота…»



В Квинс Хаус Ватсон знакомится с губернатором Тауэра, сэром Брайаном Милманом, генерал-майором, который представляет доктору преподавателя женской школы в Йорке, мисс Келли Ривас, которая приехала в Лондон получше познакомиться с королём, который был так любим на севере и так нелюбим на юге.

Губернатор передаёт экскурсантов йомену Генри Бейкеру, который в своё время не удовольствовался тем, что отбарабанил во время приёма на службу официальную версию относительно короля Ричарда, а стал изучать предмет, став настоящим экспертом-самоучкой по имеющимся на Ричарда материалам. В конце книги и мисс Ривас, и йомен Бейкер поедут с Ватсоном в Оксфорд, и изложат там результаты своих исследований.

От лица сэра Брайана даётся краткое изложение событий переходного периода, когда король Эдвард внезапно умирает, назначив хранителем королевства Ричарда. Вудвиллы сделали первый шаг. Ничего не сообщив о случившемся находящемуся на севере Ричарду, они распорядились доставить в Лондон принца Эдварда в сопровождении многотысячного вооружённого эскорта, заняли Тауэр, захватив сокровищницу, назначили день коронации, и начали выпускать распоряжения. Ричард вскоре узнаёт о смерти брата от Бэкингема, отправляется сам в Лондон через Йорк, пересекается с сопровождением принца в Нортхемптоншире, арестовывает лидеров эскорта (Риверса, Грея и Вогана), и отправляется в Лондон с принцем сам.

В Лондоне вскоре становится известно, что брак короля Ричарда с Элизабет Вудвилл был актом двоежёнства, что делало принца Эдварда бастардом, не имеющим права на унаследование короны. По решению парламента, Ричарду Глостеру представляется петиция с просьбой принять корону, на что он соглашается, и становится, таким образом, легально избранным и легально коронованным королём. Сэр Брайан высказывает также мнение, что подобная скрупулёзность в отношении принца была обусловлена не только и не столько обстоятельствами брака его родителей, сколько памятью о том, к чему пришла Англия во время правления малолетнего Генриха VI.

Затем губернатор Тауэра даёт краткую характеристику Тюдорам, подчёркивая, что в Англии того времени была, как минимум, дюжина аристократов с лучшими правами на корону, нежели Тюдор. Идея об участии Эдмунда Бьюфорта в появлении на свет Эдмунда и Джаспера Тюдоров никак не задевается, потому что в 1883 году её и не рассматривали. В целом сэр Брайан считает, что чем больше человек знакомится с событиями тех времён и с королём Ричардом, тем меньше он склонен Ричарда судить. И что Босуорт был скорее реакцией южан на тенденцию в изменениях администрировании королевства и на явную популярность северян у короля, нежели манифестацией осуждения Ричарда.

В офис губернатора приходит йомен Бейкер, и разговор срезу же, с подачи губернатора, заходит о Томасе Море. «Да, сэр Томас Мор… Почти все истории про Ричарда Третьего берут источником Мора. Пьесы Шекспира в значительной степени базируются на «Истории Короля Ричарда Третьего». Масса книг с тех пор повторила то, что Мор писал как непреложную истину. Это он заявил, что Ричард был горбуном, негодяем и убийцей, и это он обвинил его в убийстве племянников, которых мы называем Принцами-из-Башни. Сэр Томас… Юрист, и судья, и знаменитый писатель, лорд-канцлер Англии, католический мученик и герой. Впрочем, зря мы называем его «сэром», потому что вряд ли он был посвящён в рыцари, когда писал свою «историю». Он был тогда всего лишь одним из помощников шерифа Лондона, так что мы должны называть его «мастер Мор».

Бейкер называет Мора «мастер больше-выдумки-чем-фактов», обыгрывая фамилию Мора (more = больше), потому что тот включил в свою работу массу диалогов и монологов, которые он никак не мог слышать сам. Более того, с самых первых строк своей «Истории» Мор пишет ерунду. Он пишет, что король Эдвард умер в возрасте пятидесяти трёх лет, хотя на самом деле на момент смерти Эдварду не исполнилось и сорока одного. Также Мор пишет как свидетель событий, хотя в 1483 году он был пятилетним ребёнком. И что более всего внушает недоверие к его пассажам, так это факт, что он воспитывался в доме Мортона, епископа и позднее кардинала Мортона, личного врага короля Ричарда.


Кровавая Башня

Затем Бейкер ведёт Ватсона и мисс Ривас на осмотр «места преступления». Он показывает им Кровавую Башню (Bloody Tower) с заявлением, что вряд ли принцы там когда-либо бывали, и Колокольную Башню (Bell Tower), где сидел до казни сам Мор. Бейкер смеётся над утверждением Шекспира, что Тауэр построил Юлий Цезарь. На самом деле, Тауэр был построен Вильгельмом Завоевателем, который начал с Белой Башни (White Tower), и работу отца завершил Вильгельм Руфус через двадцать лет. Генри Третий построил в Тауэре королевские апартаменты и усилил оборонные сооружения Тауэра в 1240-1241 годах. Это он сделал Белую Башню белой, собственно. Но самую большую работу в Тауэре проделал Эдвард Первый в 1275-1285 годах, придав Тауэру привычный нам вид, хотя за столетия многое там сносилось и строилось.

Бейкер ведёт своих экскурсантов в Кровавую Башню, вход в которую когда-то был главными водными воротами Тауэра, охраняемыми с соседней Вэйкфилд Тауэр. Затем йомен уточняет, что во времена «принцев из Башни» она называлась ещё Садовой Башней (Garden Tower), потому что рядом с ней располагался сад лейтенанта Тауэра. Название «Кровавая Башня» появилось не ранее 1597 года. И это название не связано с принцами, просто в то время распространился миф, что именно там был убит герцог Кларенс – Ричардом. Бейкер также рассказывает, что, несмотря на бытующее мнение о том, что принцы содержались в этой башне на втором её этаже и были там же убиты, этого просто не могло быть по простой причине – в 1483 году второго этажа в Гарден Тайэр не было. Второй этаж этой башни был построен только в 1600-х годах, чтобы вместить всю ораву, прибывшую в Тауэр составить компанию сэру Уолтеру Рэйли – массу слуг и членов семейства.


Фонарная башня

Да и сама логика подсказывает, что детей короля Эдварда просто не могли поместить ни в какое другое место, кроме Фонарной Башни (Lanthorn Tower), где во времена Эдварда и Ричарда находились королевские апартаменты. Помимо того, что они отправились туда отнюдь не узниками, нужно учесть, что даже узники благородной крови имели в Тауэре свою прислугу, и не слишком малочисленную.
На вопрос Ватсона, не Мор ли утверждал, что принцы были убиты в Кровавой Банше, Бейкер отвечает отрицательно – Мор не уточнял, где именно их убили. Ни Мор, ни ранние историки того периода вообще не утверждали, что принцы были убиты. Утверждение, что принцы были убиты и похоронены под лестницей в Кровавой Башне, появилась около 1707 года, и принадлежит историку Фрэнсису Сандфорду, но непонятно, с чего он это взял, потому что ссылок на основания для подобного заявления Сандфорд не даёт.

Бейкер рассказывает своим слушателям, что Мор в своей истории пишет, что принцы были похоронены под лестницей, и на могилу была насыпана груда камней. Но затем Ричард внезапно решает, что принцев похоронили неправильно, и посылает священника Тауэра выкопать их и закопать в другом месте, что тот и сделал. И умер прежде, чем успел кому-либо сказать, куда именно он закопал тела. Йомен наглядно показывает, что «под лестницей» похоронить кого-то невероятно затруднительно уже потому, что туда необычайно трудно втиснуться. Но даже если допустить, что убийцы проявили чудеса ловкости, непонятно, почему они выбрали самое оживлённое место в башне для этой цели.

Бейкер допускает, что принцы могли размещаться и в Вэйкфилд Тауэр, в которой также были королевские апартаменты, и рассказывает, именно там находился и умер король Генрих Шестой. Его тело было найдено в маленькой часовне, Оратории. Томас Мор утверждает, что это Ричард убил его ударом кинжала, и Шекспир это повторяет. Но Шекспир также пишет, что Ричард убил и Эдварда Вестминстерского, сына короля Генри, а вот Мор не пишет на этот счёт ничего.


Та самая часовня

Мор описывает историю убийства принцев следующим образом. Ричард решает, что принцев надо убить, и посылает к лейтенанту Тауэра сэру Роберту Брэкенбери гонца с соответствующим распоряжением. Сэр Роберт отказывается, и Ричард посылает к нему сэра Джеймса Тирелла с письменным приказом Брэкенбери передать Тиреллу ключи на сутки. И Брэкенбери отдаёт ключи не пикнув. После этого он, кстати, остаётся лейтенантом Тауэра ещё два года, и умирает за короля Ричарда на поле Босуорта. Бейкер подвергает сомнению то, что король простил бы своему лейтенанту неподчинение в таком важном деле, и тем более не верит, что Брэкенбери, обладающий столь чувствительной совестью, пошёл бы сражаться за короля-убийцу.

Йомен подчёркивает, что и в этой истории Мор делает грубую ошибку, утверждая, что Тирелл был произведён в рыцари за своё преступление. На самом же деле Тирелл стал рыцарем ещё в 1471 году. Мор также утверждает, что Тирелл сознался в своём злодеянии в 1502 году. Но что странно, Тирелл не только не был наказан, его даже никогда не обвинили за эти убийства и не судили за них! Его осудили и казнили за совершенно другие проступки против Генриха Седьмого. И предполагаемое признание Тирелла никто никогда не видел. Почему Генрих Седьмой не обвинил Тирелла в убийстве? Почему он не использовал признание Тирелла в кампании очернения короля Ричарда? Почему он вообще никогда не использовал историю с принцами для доказательства того, что он – более заслуживающий короны король, чем Ричард? Почему Генрих Седьмой не опубликовал такое убийственное для репутации своего соперника признание, почему он не разослал копии по всем королевским дворам Европы? Далее, предполагаемый сообщник Тирелла, Джон Дигтон, никогда не был даже арестован и никогда никакого признания не делал.

Бейкер ведёт Ватсона и мисс Ривас показать место, где были найдены предполагаемые останки принцев, и упоминает ещё об одном убийстве, приписываемом Ричарду – об убийстве лорда Гастингса. Во времена Ричарда королевский совет заседал в Белой Башне, которая, собственно, не просто башня, а маленькая крепость. Сейчас в ней три этажа, и третий был достроен в 1600-х. Во времена Ричарда этажей было два, и палата занимала пространство от пола до потолка, с построенными на уровне второго этажа галереями. И вот именно под лестницей к главному входу, которую разбирали в 1674 году, рабочие нашли деревянный гроб с двумя скелетами, закопанный на глубину десяти футов. Это были скелеты двух подростков, которые объявили скелетами принцев и перезахоронили в Вестминстере, где они и находятся до сих пор.

Ватсон и масс Ривас сначала ахают, но доктор быстро начинает соображать и находит некоторые странные моменты. Например, утверждение Мора, что священник Тауэра выкопал останки из первоначальной ямы и перезахоронил. Но с какой стати, выкопав их из-под одной лестницы он перезахоронил их под другую? Более того, как ему вообще удалось одному выкопать могилу в десять футов глубиной прямо под лестницей, по которой постоянно передвигались служащие и слуги, поместить два тела в гроб и опустить затем этот гроб в могилу?

Пока Ватсон рассуждает, Бейкер огорошивает его новой информацией. По словам французского историка и поэта Жана Молине, принцы вовсе не были удушены и закопаны, а замурованы в одной из комнат башни. И, кстати, скелеты двух маленьких мальчиков действительно были найдены во время одного из ремонтов в начале семнадцатого века. Замурованными в маленькой комнате.

Ватсон возражает, что по скелетам совершенно невозможно определить ни то, принадлежали они мальчикам или девочкам, ни их возраст на момент смерти, ни даже то, когда именно они были захоронены. Всё, что можно написать в заключении, будет выглядеть так: два небольших скелета, пол неизвестен, возраст неизвестен, имена неизвестны, причина смерти неизвестна, время захоронения неизвестно. И тут доктору приходит в голову ещё кое-что. Он вспоминает, что в Истории Диккенса возраст принцев определяется как одиннадцать и тринадцать, тогда как Бейкер сказал, что им было девять и двенадцать. Оказывается, именно так написал Томас Мор. Эдварду было в 1483 году чуть больше двенадцати, а Ричарду не было десяти. «Впрочем, - многозначительно добавляет Бейкер, - всё зависит от того, в каком возрасте они умерли, не так ли?» В ответ на удивление своих спутников, Бейкер снова отправляет их к Мору, признающему существование мнения, что принцы могли и пережить своего дядю.

Для Ватсона было полной новостью, что в убийстве принцев обвинялся ещё кто-то, кроме Ричарда. Бейкер подтверждает, что в числе обвиняемых были и Генри Тюдор, и герцог Бэкингем, но напоминает, что его время ограничено, и ведёт их к месту, где был казнён лорд Гастингс. Йомен не сомневается в том, что Гастингс действительно был казнён по приказу Ричарда без суда и следствия (что является убийством), но не верит в то, что Ричард как-то причастен к смерти своего брата Джорджа. Более того, все исторические источники, с которыми Бейкер знаком, указывают местом смерти Джорджа не Кровавую Башню, а Башню Мастеров-Лучников (Bower Tower). Но и она слишком далека от королевских апартаментов. Возможно, конечно, что король Эдвард хотел убрать брата подальше, с глаз долой, но Бейкер предполагает, что Джордж был убит не в Bower Tower, а в палатах, находящихся над воротами Колдхарбор. Там были когда-то королевские апартаменты, затем превращённые в место заключения. Эти апартаменты известны под названием Будуар Монахини, Nun's Bower.


Апартаменты в Тауэре

В конце концов Бейкер советует Ватсону обратиться к коменданту Тауэра за рекомендациями, благодаря которым доктор смог бы побеседовать с двумя ведущими по вопросу Ричарда Третьего историками современности – Клементсом Маркемом и Джеймсом Гайрднером. Комендант сердечно соглашается и напоследок советует Ватсону спросить у Маркема насчёт авторства «Истории Короля Ричарда Третьего». Дело в том, что Маркем не верит в то, что её действительно написал Мор.
Tags: Ричард III
Subscribe

  • Ностальжи

    Пошла тут в библиотеку книжной графики, в поисках интересных иллюстраций к сказкам братьев Гримм, там же по совместительству библиотека комиксов и…

  • Стивен Моффат: соционический тип

    Питер Капальди в роли Доктора Кто в декорациях сериала "Шерлок" К Моффату у меня отношение сложное и эмоционально амбивалентное. Сначала он…

  • Внезапно

    х Ответный визит ) х

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments